Макулеле (maculêlê) — это парный боевой танец с палками или мачете. Он не является частью капоэйры, но традиционно изучается и исполняется капоэристами, позволяя им не только получить дополнительное физическое развитие, но и глубже понять культуру родины капоэйры — Бразилии.
Существует множество легенд и теорий происхождения макулеле. Некоторые исследователи отмечают его сходство с африканским драматическим танцем cucumbi, другие — с танцами Конго и Мозамбика. Желающие узнать больше об истории макулеле могут почитать книгу Эмилии Бианкарди «Olele Maculele», в которой представлено немало версий возникновения этого танца.
Вот три самых распространенных версии:
Ко времени отмены рабства в 1888 году, макулеле был почти полностью забыт. Возродил этот танец в 1943 году Mestre Popó. Все песни и ритмы он восстанавливал по памяти старых жильцов Santo Amaro и своей семьи. В полном объеме воссоздать их не удалось и пришлось использовать кандомбле и некоторые афро-бразильские фольклорные ритмы и песни.
Mestre Popó и его предшественники использовали небольшие барабаны, которые позднее были заменены на атабаке. Иногда для украшения ритма используют другие перкуссионные инструменты, например, агого или кашиши.
Макулеле танцуют с двумя деревянными палками длиной 50-60 сантиметров — по одной в каждой руке. Палки для макулеле могут быть сделаны из любого дерева, которое хорошо звучит и не расщепляется. Лучшими сортами дерева для их изготовления считаются бериба, канзи и питиа.
Использование мачете ввел в 1963 году Zezinho, один из сыновей Mestre Popó, для того, чтобы добавить зрелищности постановкам макулеле.
Все движения танца выполняются на четыре такта. На каждый первый или четвертый такт партнеры бьют палками, которые находятся в правой руке. В другие три такта можно бить свои палки одна об другую, стучать ими о пол или ничего не делать — это зависит от конкретного движения.
Рода макулеле по сути похожа на роду капоэйры. Участники находятся в кругу, а музыкальные инструменты задают ритм. Внутри круга танцует одна пара, другие участники отражают ритм в кругу своими палками. Танцующих можно заменять, выходя в роду по-одному или парой. Правила замены отличаются в разных школах капоэйры.