• Культура
  • Музыка и инструменты
  • Беримбау

Беримбау

berimbau by blackgiraffe d30aqtr

Беримба́у (порт. Berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау тесно связан с капоэйрой, он задает настрой игры, устанавливает ее ритм и характер. Кроме того, данный инструмент, как и капоэйра в целом, связан с традициями кандомбле.

Происхождение

Современный беримбау был создан в Бразилии. Однако, вероятнее всего, этот инструмент имеет африканские корни. По одной из версий предком беримбау считают мбулумбумба (m’bulumbumba) - музыкальный деревянный лук, резонатором к которому служил рот играющего.

negr

К началу двадцатого в португальском языке века данный инструмент получил наименование “berimbau”, хотя также португальцы называли и немного иной инструмент - варган (порт. gimbarde). Вероятнее всего, причиной отождествления инструментов стала сходная манера игры и настройки инструмента. Малый вариант беримбау, в котором в качестве резонатора использовался рот исполнителя, со временем получил наименование “варгана для рта” (порт. berimbau de boca), тогда как привычный сегодня беримбау с резонатором-тыквой - “варганом для живота” (порт. berimbau de barriga)

Устройство

Современный беримбау состоит из следующих компонентов:

  1. Верга (порт. verga) - палка, основа беримбау
  2. Араме (порт. arame) - струна
  3. Кабаса (порт. cabaça) - резонатор
  4. Бакета (порт. baqueta, vaqueta, vareta) - палочка, используемая для извлечения звука
  5. Добрау (порт. dobrão) - камушек, монета или металлический диск
  6. Кашиши (порт. caxixi) - погремушка

Верга изготавливается из древесины бирибы, перейры или иных пород. Длина верги составляет 150-180 см (в зависимости от разновидности инструмента), диаметр - 20-25 мм.На одном торце, более широком, вырезается небольшой выступ, на котором закрепляется стальная струна. На другом - устанавливается набойка из кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной.

Араме или струна первоначально изготавливалась из сухожилий животных.В настоящее время для этих целей используется стальная проволока, например, корд старых автомобильных покрышек.

В качестве резонатора выступает кабаса - высушенная полая тыква-горлянка (плод горлянкового или калебасового дерева). В том месте, где тыква прикреплялась к стеблю, проделывается широкое круглое отверстие (эта часть впоследствии может быть использована при изготовлении кашиши). С другой стороны просверливаются два небольших отверстия. После через них продевают веревочную петлю, с помощью которой кабаса будет крепиться на верге. Размер и форма кабасы во многом определяет тональность инструмента.

Бакета - небольшая (35-45 см) палочка, изготавливаемая из различных пород дерева (тукум, бамбук и т.д.)

Добрау - камушек, монета или металлический диск, прижимаемый к струне для изменения высоты тона.

Кашиши - плетеная корзинка с жестким дном (чаще всего - из кабасы), наполненная зернами риса или бобами. Встряхивание кашиши во время игры дополняет и украшает звучание струны беримбау

Разновидности

В зависимости от высоты тона выделяют три разновидности беримбау, игра на которых подчиняется своим правилам.

berimbau valmir taipoca

Беррабой (порт. Berra-boi) с самой большой кабасой - гунгой (порт. gunga). Беррабой задает и поддерживает основной ритмический рисунок, иногда украшая его незначительными вариациями.

Виола (порт. Viola) или Сентру (порт. Centro) с средней кабасой - медиу (порт. medio). Виола дополняет ритм беррабоя, играя простые вариации основного ритма или же обратный ритм.

Виолинья (порт. Violinha) - беримбау с маленькой кабасой. Виолинья украшает ритм, дополняя его сложными вариациями. Игра на этом беримбау является наиболее творческой, поскольку требует умения импровизировать, при этом не нарушая заданного ритма.

Манера игры

При игре на беримбау используется 4 основных звука.

“Тин” - закрытый звук. При этом звуке кабаса держится на небольшом расстоянии от тела, добрау сильно прижимается к струне, бакета ударяет по струне чуть выше добрау.

“Тон” - открытый звук. При этом кабаса держится на небольшом расстоянии от тела, добрау не касается струны и верги, бакета ударяет по струне ниже добрау (чуть выше места крепления кабасы к струне).

“Чи” - шелестящий звук. При этом кабаса прижимается к телу, добрау легко касается струны, бакета легко ударяет по струне чуть выше добрау.

“Тонч” - “закрывающийся” звук. При этом кабаса держится на небольшом расстоянии от тела, добрау не касается струны и верги, бакета ударяет по струне ниже добрау (чуть выше места крепления кабасы к струне), после чего добрау прижимается к струне, а кабаса - к телу. Это создает глубокий звук, переходящий в дребезжание.

Ритмы

Ритмы беримбау